КАК СТАТЬ ПРОВАЙДЕРОМ ИНТЕРНЕТ И ЗАРАБОТАТЬ НА ЭТОМ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Перспективность провайдерского бизнеса (бизнеса по обеспечению доступа
в Интернет) очевидна. Можно вспомнить об ошеломляющем росте курса акций
интернет-компаний, миллионерах — вчерашних недоучившихся студентах
и т. д. Вы скажете, что все это — «там». Пока — да. Но никуда мы, даже со своей пресловутой ментальностью, не
денемся. Рано или поздно, все будем там. На этой и последующих страницах
ведется рассказ о том, как стать провайдером. Если вас это заинтересует, то
учтите, что большинство провайдеров «подрабатывают» услугами веб-дизайна, т. е. создают веб-сайты, размещают их
на своих серверах. Если вы решите заняться провайдерством, то направиться
можете по трем «дорогам».
Первая «дорога» —
проселок. Проход по ней стоит меньше всего ($1—1,5 тыс.).
Суть —
организовать доступ к сети для нескольких десятков клиентов, объединенных
локальной сетью. Вариант этот дешевый, но он немасштабируемый, а доступ будет
не самым лучшим.
Вторая «дорога» — шоссе.
Проход стоит $13-18 тыс. Тут вы уже подключите клиентов к АТС по
аналоговым каналам. Появится возможность роста вашей сети. Качество доступа
станет лучше.
Третья «дорога» —
автострада. Проход стоит уже $16-25 тыс. Каналы связи с АТС будут
использованы цифровые. Поэтому значительно возрастет как потенциальная емкость
вашей сети, так и скорость доступа для клиентов. Признаки массового спроса на
услуги Интернета появились в 1996 году. С тех пор, несмотря на всякие
экономические катаклизмы, интернет-провайдерство по всем показателям стабильно
наращивает обороты. Если исходить из количества провайдеров и веб-узлов,
ежегодно этот рынок вырастает на 50-70 %.
Особенностью
провайдерского рынка стало то, что он создан исключительно усилиями частных
компаний при полном отсутствии государственной поддержки и бюджетных вливаний.
Поэтому этот бизнес серьезно развивался лишь в местах, где имелся
платежеспособный спрос — крупных городах. Второй не менее важной причиной
территориального перекоса в развитии Интернета стали проблемы с качественной
связью в глубинке.
Сегодня провайдерским бизнесом все чаще начинают заниматься компании из
смежных областей ИТ-индустрии — производители ПК, операторы различных видов
связи и даже агентства недвижимости. Такая диверсификация позволяет им укрепить
основной бизнес, продавая Интернет к нему «в нагрузку».
С другой
стороны, заметно активизировались иностранные инвесторы. В такой ситуации
обладатель нескольких десятков тысяч долларов не может рассчитывать на то, что
он с их помощью может стать провайдером национального масштаба. Однако занять
достойное место в числе мелких или средних — вполне возможно. А в регионах еще
не поздно даже претендовать на первые роли.
ПРОЕКТ НА ОСНОВЕ ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ
Сегодня
многие начинающие интернет-бизнесмены полагают, что лучше всего (а дешевле —
так уж точно) начинать эту деятельность с небольшого проекта по подключению к
Сети своих соседей по многоквартирному дому (или арендаторов из одного здания).
Для такого проекта оборудования понадобится немного. Во-первых, персональный
компьютер (подойдет техника средней производительности за $600-800, хотя лучше
помощнее). Во-вторых, сетевая карта и кабельное оборудование для организации
локальной сети (именно через нее к вам будут подключаться клиенты). Цена
малопроизводительной сетевой карты — два-три десятка долларов, плюс еще столько
же уйдет на закупку кабеля и переходников. В-третьих, для подключения к
провайдеру верхнего уровня нужно купить телефонный модем ($50-150). Однако,
учитывая возможное расширение числа клиентов, можно сразу ориентироваться на
скоростной модем производительностью, к примеру, 115 кбит/с (от $200).
Тогда еще придется купить к нему адаптер (от $100).
Пользователи
должны будут приобрести такую же сетевую плату и кабельное оборудование для
подключения своих компьютеров.
Расходы на
закупку оборудования при реализации этой схемы составляют $700-1200. А
учитывая, что компьютер и модем в таких случаях часто уже имеются, а сетевые
карты могут быть бывшими в употреблении, то хватит и сущих копеек. Для
размещения всего оборудования достаточно рабочего стола в отдельной комнате.
Клиентам
тоже не придется сильно тратиться. Расходы на покупку дешевой сетевой карты и
прокладку кабеля примерно такие же (а то и меньше, если квартира рядом), как и
на закупку ненужного в этом случае телефонного модема.
На
программном обеспечении тоже можно сэкономить. Во-первых, в этой схеме часть
предоставляемых провайдером сервисов обычно переносится на провайдера верхнего
уровня, и нет необходимости программно поддерживать специфические сетевые
серверы (доменных имен, новостей, почты и т. п.). Правда, такой
подход сильнее загружает внешний канал. Во-вторых, большинство пакетов
популярного ПО для построения интернет-серверов на UNIX-платформе бесплатные. А
биллинговую систему можно вовсе не использовать — цена доступа для всех
абонентов обычно устанавливается единой.
Провайдеру
придется также потратиться на закупку внешнего канала.
Минимальное
требование — коммутируемое подключение к хорошему провайдеру с неограниченным
доступом. Это удовольствие обойдется до $100… Однако такое решение мало
приемлемо, поскольку связь по коммутируемому каналу, скорее всего, будет
периодически рваться, ваши чрезмерные аппетиты не понравятся провайдеру
верхнего уровня. Да и телефонную линию лучше использовать по прямому
назначению.
Поэтому лучше сразу организовать «выделенку» на том же модеме.
Аренда
постоянного канала 28,8 кбит/с у провайдера стоит $200-250 в месяц
плюс $100-250 разово при подключении.
При
необходимости легализовать бизнес частное предприятие можно зарегистрировать по
домашнему адресу владельца. Расчеты с клиентами можно выполнять через отделения
банка — тогда не нужен кассир и кассовый аппарат. Если при такой схеме месячная
абонплата пользователей составляет $30-40 в месяц, проект становится
рентабельным уже при 15-20 клиентах, а при 30 клиентах окупаемость
наступает через несколько месяцев. Правда, 30 пользователей — это
практически предел для сетей такого уровня — в одном доме набрать больше
желающих непросто, а тянуть сеть в соседние дома не позволяют ограничения
локальной сети. К тому же при построении сети с количеством пользователей свыше
30 необходимо переходить от дешевой схемы на коаксиальном кабеле к
несколько более дорогой на витой паре.
Первоначальные
затраты на создание минимального провайдерского бизнеса составляют
$1-1.5 тыс. Плюс ежемесячные затраты на оплату услуг телефонного
оператора, провайдера верхнего уровня, оплату персонала (1-2 человека) и
аренду небольшого помещения составят $400-750.
Такой вид
провайдерства набирает обороты. Сегодня почти каждый крупный провайдер назовет
несколько своих клиентов, перепродающих его услуги по такой схеме. Популярности
такого бизнеса способствует также легкость ухода в тень и уклонения от налогов.
|