БАЗА
Создать
базу данных и продавать ее – путь в малый бизнес
Инженер, врач,
ученый, учитель - каждый из них может создать базу данных по своей области
знания, самостоятельно издать ее и затем продавать. Для того чтобы заниматься
таким видом малого бизнеса, кроме знаний необходимы домашний компьютер и
пишущий CD-ROM. Автор материала пошел именно этим путем - и у него
получилось...
Зайдя в любой
книжный магазин, вы попадаете в окружение сверкающих пестрых обложек, строгих
шеренг собраний сочинений, солидных энциклопедий и справочников. И бывалый
читатель лишь усмехнется, вспомнив книжный дефицит советского времени, талоны
за сданную макулатуру, ксерокопии бестселлеров и машинописный "самиздат”.
На первый взгляд
кажется, что книжный голод исчез навсегда, а рыночный механизм наполнил полки
магазинов. Но в этом процессе оказалось одно исключение - научно-техническая
книга (правда, книги о компьютерах издаются оперативно, и их ассортимент
способен удовлетворить и "чайника”, и профессионала).
Между тем
необходимость в технической литературе вовсе не исчезла, и с годами потребность
в ней все возрастает - изданные ранее книги устаревают, появляются новые
технологии, совершенствуется аппаратура и т.д. Есть и квалифицированные
специалисты, готовые заполнить образовавшийся вакуум новыми книгами, но часто
потенциальных авторов отпугивает невозможность заключить договор с
издательством и, следовательно, с одной стороны, получить гарантии
вознаграждения, а с другой, переложить на чужие плечи хлопоты по изданию книги.
Впрочем, выход есть.
"Домашний компьютер” еще в 1998 году (№ 2) опубликовал статью Геннадия Фомина
"Книга и домашний компьютер: от замысла до издания”, в которой автор делится
своим опытом по верстке и подготовке оригинал-макета именно научно-технической
книги.
Пройдя этот путь уже
несколько раз, могу засвидетельствовать, что создание книги своими руками - не
менее увлекательное занятие, чем ее написание. Но только ли в виде книги может
излить душу современный исследователь или преподаватель? А как же прогрессивные
безбумажные технологии, огромная емкость носителей информации и
компьютеризация? Неужели они пока несовместимы с отечественным предприятием или
фирмой? К счастью, это не так, и прежде всего потому, что есть и еще одна
возможность тиражирования научно-технической информации с помощью компьютеров
(уверен, что не одна, и очень хотелось бы узнать мнение читателей о других
возмоностях безбумажного распространения технических знаний в современной
России - см.конец статьи).
Научно-техническая
информация и компакт-диски
Читатели, которые
занимались модернизацией своих компьютеров, наверняка заметили, что с некоторых
пор вся (или почти вся) документация на комплектующие и периферию
распространяется на компакт-дисках. Часто многие западные "некомпьютерные”
фирмы предлагают каталоги своей продукции в виде CD-ROM. Действительно, это
очень удобно, и, уверяю вас, если такие лазерные диски попадают на российские
предприятия или в институты, они очень тщательно изучаются - и для возможных
заказов (увы, таких случаев меньшинство), и для знакомства с уровнем и
характеристиками зарубежных изделий. Но ведь от всех фирм, продукция которых
интересует какую-нибудь компанию или предприятие, компакт-дисков не получишь -
как, впрочем, не соберешь и всех проспектов на специализированных выставках.
От этих соображений
до практической идеи всего один шаг - предприятиям нужны базы данных, которые
содержали бы информацию о ведущих мировых и отечественных фирмах в той или иной
области, об их продукции.
Чтобы не скатываться
к общим рассуждениям, расскажу о своем опыте создания лазерного диска с базой
данных "Чистые помещения 2000. Российские и зарубежные производители
оборудования”.
К идее создания базы
данных "Чистые помещения 2000” я пришел все-таки не со стороны "фирменных”
проспектов на CD, а подытоживая многочисленные беседы с представителями
предприятий, которые используют чистые помещения (а это фармацевтика, медицина,
аэрокосмическая промышленность и микроэлектроника и др.): книг на русском языке
почти нет, специализированные выставки в России не проводятся, продукцию
западных фирм, не имеющих в России своих представительств (а таких пока
большинство), можно увидеть только случайно на выставках "общего” плана
("Медицина”, "Кондиционирование воздуха” и т.д.), а информация нужна,
технология чистых помещений слишком сложна, и цена ошибок слишком велика.
А как же Интернет? -
обязательно воскликнет читатель. Совершенно верно - вся эта информация есть в
Интернете. Нет ни одной сколько-нибудь значительной западной (и юго-восточной)
фирмы, которая не имела бы свою страницу во Всемирной паутине, причем эти страницы
практически всегда содержат иллюстрированный каталог продукции, технические
характеристики, рекомендации по применению, инструкции, описания, демо-версии
программного обеспечения и массу другой любопытной информации. Вот здесь в
действие вступает уже чисто российский фактор - для большинства наших
предприятий Интернет пока еще экзотика. Но именно поэтому их заинтересованность
в подобной информации несомненна.
Самое интересное,
что и те фирмы, которые имеют доступ во Всемирную сеть, идею подобной базы данных приветствовали. Ведь такой диск,
включающий в себя систематизированный каталог гиперссылок, является и своего
рода сборником "Желтые страницы Интернета по чистым помещениям”. Понятно, что
возможность сэкономить (прежде всего время, но и деньги тоже) на поиске
информации в Сети - дело привлекательное.
Так родилась моя
база данных "Чистые помещения 2000. Российские и зарубежные производители
оборудования”, в которой собрана информация о работающих на рынке чистых
помещений российских и зарубежных фирмах - полное название, адрес, телефон,
телефакс, e-mail, гиперссылка на страницу в Интернете, а также ее копия
(реплика) с кратким иллюстрированным перечнем продукции и аннотациями. Мне
кажется, именно наличие копий страничек на лазерном диске и является его
изюминкой. Теперь тем, у кого пока нет доступа в Интернет, предоставляется
уникальная возможность ознакомиться (пусть в копиях) с сайтами ведущих фирм -
производителей оборудования для чистых помещений. Ну а ветеранам Сети уже не
надо самостоятельно проводить широкий поиск информации, занимающий, как известно,
большую часть времени пребывания в Интернете.
Вежливость
и некоторые технические проблемы
Для тех, кто
интересуется практической стороной создания такой (или подобной) базы данных, я
коротко коснусь и технических аспектов.
Сама база данных
написана на языке HTML и просматривать ее можно с помощью вашего любимого
браузера. Для тех, у кого нет доступа в Интернет и среди ПО компьютера может не
оказаться таких программ, я поместил на CD копии дистрибутивов русских версий
MS Internet Explorer и Netscape Navigator - эти программы распространяются
бесплатно, и их копирование не нарушает чьих-либо авторских прав.
Стоит подумать и о
том, чтобы диск, на котором вы разместили свою информацию, запускался сам после
того, как его поместили в дисковод. Для этого надо написать исполняющий файл
autorun. Можно сделать это самостоятельно, а можно использовать и специальные программы
для создания таких файлов, например, Autoplay Menu Studio (http://www.indigorose.com/autoplay).
База данных - это не
мультимедийный диск, поэтому никаких особенных украшений не требует. А вот что
обязательно должно быть на таком диске, так это несколько вводных страниц с
пояснениями, как пользоваться базой, как вести поиск (по названиям фирм, по разделам
или по ключевым словам), как инсталлировать браузер, если он не установлен на
компьютере пользователя, и пр. Для создания подобных страничек вполне хватает
таких простых средств, как Word 97 (Word 2000) или Frontpage Express (если у
вас Windows 98). Далее все остальные странички базы однотипны - название фирмы,
ее логотип, "анкетные данные”, о которых я уже упоминал выше, и краткая
аннотация. В ней я старался не только перечислить основные направления
деятельности рассматриваемой компании, но и дать гиперссылки на различные
разделы копии ее Web-странички.
Кстати, вернувшись
еще раз к размещению в базе данных копий сайтов, замечу, что вся текстовая
информация, все изображения и само программное обеспечение любого сайта
являются объектами авторского права и часто защищены копирайтом даже на самой
страничке. Однако фирмы, как правило, не возражают, если все это используется в
информационных целях (для этого, в конце концов, сайт и создается!).
Но тем не менее
корректность в отношении авторских прав абсолютно необходима. Поэтому надо
отправить каждой фирме по e-mail уведомление, что вы планируете поместить в
вашу базу информацию с ее сайта. Я так и делал, во избежание недоразумений с
авторскими правами, - и пока ни одного возражения не было.
Кроме того, на
отдельной страничке базы я не забыл отметить и то, что все торговые марки
являются собственностью их владельцев, а информация с сайтов не может
использоваться без разрешения фирм, которым эти сайты принадлежат (А о том, что
база данных содержит такое указание, я с удовольствием информировал фирмы в
своих посланиях по e-mail с просьбой включить в базу данных копию их сайта.).
Мне кажется, это является не просто хорошим тоном, но и должно быть нормой
поведения в нашем общем информационном пространстве. Пора привыкать работать,
уважая чужие авторские права.
Проще решить
проблемы, связанные с записью и тиражированием уже готового диска с базой
данных, - ведь это специальное, а значит, малотиражное издание, и вы вполне
можете самостоятельно изготовить весь тираж на записывающем дисководе CD-R.
Именно покупка пишущего дисковода явилась для меня самым большим финансовым
вложением в идею выпуска лазерного диска с базой данных. Я купил себе скромный,
но, по отзывам (которые теперь могу подтвердить сам), очень надежный CD-R
Mitsumi со скоростью записи 4х.
Для себя я заранее
наметил, что записывать диски буду не сразу, а по мере необходимости. Это
удобно еще и потому, что позволяет оперативно вносить изменения и исправлять
мелкие ошибки, которые неминуемо проскочат в базу данных. На практике самую
большую партию дисков "Чистые помещения 2000” (20 штук), которая понадобилась
мне единовременно (для распространения на конференции), я без труда записал за
выходные, не испортив ни одной чистой болванки. Впрочем, если вас вдруг завалят
заказами, можно изготовить тираж лазерного диска и в специализированных фирмах,
адреса которых легко найти в Интернете.
Раз уж вы беретесь
выпустить в свет CD-ROM, надо продумать и оформление вашего детища. Не обладая
талантами художника, я решил эту проблему старым, но надежным приемом -
компиляцией. В этом мне помогла программа Adobe PhotoShop. Выбрав из имевшихся
у меня фотографий, относящихся к технике чистых помещений, самые характерные
(и, по возможности, разнообразные), я импортировал их в программу, откадрировал
(срезал лишнее) и сгруппировал в единый "сборный” рисунок. Этот рисунок
сослужил мне службу по крайней мере трижды: в качестве вводной страницы к базе
данных, как основа оформления обложки коробочки для диска и наклейки на сам
диск.
Если у вас есть
современный цветной струйный принтер, то проблемы распечатки рисунка на диске и
обложки для пластиковой коробочки у вас тоже не возникнет - в компьютерных
магазинах вам охотно предложат не только наборы заготовок для любых форматов
наклеек, но и устройства для их точного позиционирования на CD. Я использовал
набор наклеек для компакт-дисков фирмы Zweckform (http://www.zweckform.com), свой домашний принтер Epson Color Stylus 600
и остался очень доволен результатом.
Перед тем как
перейти к практическим шагам по распространению уже готового диска с базой
данных, надо тщательно продумать цену, которую вы на него назначите. Здесь
необходимо учесть свои расходы, ожидаемый тираж, аудиторию (т.е. кто будет
покупать ваше детище - индивидуальный потребитель или предприятие).
Практические советы в таких тонких материях давать трудно. Сам я после
скрупулезных расчетов решил установить цену в 60 у.е. (существенно снижая ее в
зависимости от количества покупаемых дисков), ориентируясь в основном на
предприятия, а для физических лиц предусмотрел систему скидок.
Из практических
рекомендаций по маркетингу научно-технической информации (неважно, в форме
книги или в форме CD) напомним лишь самое основное - для рассылаемой по почте
(как традиционной, так и электронной) рекламы своего CD используйте прием
direct mail, т.е. адресуйте письма только тем, кто может принимать решения о
финансовых затратах на покупку - руководителям фирм, главным инженерам,
технологам. Разумеется, для поиска потенциальных покупателей постарайтесь
использовать доступные вам ресурсы Интернета - поисковые машины, доски
объявлений, профессиональные конференции.
Ну и, наконец, о
проблемах, связанных непосредственно с информационным наполнением базы.
Во-первых, для копирования сайтов зарубежных фирм надо выбирать действительно
ведущие компании (даже лазерный диск не резиновый!), а во-вторых, данные о
российских производителях в Интернете пока еще редки, и информацию о них надо
добывать и из других источников - но ведь если вы возьметесь за подобную
работу, значит, вы действительно специалист в своей области и с этими
проблемами справитесь без труда.
Кстати, информация
на сайтах, копии которых вы поместили на свой лазерный диск, неминуемо будет
меняться, так что будьте готовы к тому, что вслед за базой данных 2000 надо
будет готовить "издание второе, улучшенное” с номером 2001 и так далее - в
общем, получается уже почти ежегодник по вашей специальности. А если вы войдете
во вкус и вам захочется обновлять информацию чаще, то знайте - ваш путь ведет в
Интернет, к собственному специализированному сайту. Впрочем, это уже совсем
другая история...
А
что еще может быть на компакт-диске?
Думаю, следует
сказать и об еще одной привлекательной возможности размещения информации на
компакт-дисках. Любому автору, самостоятельно подготовившему на компьютере
научно-техническую книгу к печати, начинает казаться, что, записав текст на
лазерный диск, он легко превратит свою книгу в мультимедийное издание. Это не
так, и с подобными иллюзиями лучше расстаться сразу. Технология современного
мультимедиа-CD достаточно сложна, а уровень ожидания потенциального потребителя
очень высок - на подобном диске должна быть профессиональная анимация,
видеофрагменты, продуманное музыкальное оформление и т.д. - то есть разработкой
такого диска должны заниматься профессионалы. А вот концепция и сценарий диска
с научно-технической тематикой - это дело специалиста именно в представленной
области науки и техники.
При этом есть одна
область в мультимедийных изданиях, на которую надо обратить свое внимание в
любом случае, - это обучающие CD. Сейчас "обучалки” сосредоточены на
иностранных языках и нескольких школьных предметах - просто в силу того, что
эта тематика востребована всегда и имеет большую аудиторию. Однако ясно, что
следующим шагом должно стать освоение рынка вузовских технических дисциплин -
особенно в связи с тем, что издание "бумажных” институтских учебников находится
в полном упадке: достаточно заглянуть в любой книжный магазин, чтобы убедиться
в этом.
К рынку
общетехнических учебников примыкает и рынок учебников по специальным
техническим дисциплинам. Здесь выпуск мультимедиа-пособий не менее перспективен
- ведь в них будут заинтересованы не только вузы, но и предприятия, которые
стремятся к повышению квалификации своих работников: куда проще и дешевле
организовать обучение на своей собственной базе, используя набор интерактивных
обучающих CD, чем посылать сотрудников "на курсы” куда-нибудь в столицу.
Вот об этом
последнем, достаточно узкоспециализированном секторе обучающих CD-ROM, имеет
смысл задуматься всем авторам научно-технических книг, особенно тем, кто уверен
в своей высокой квалификации (а иначе зачем браться за книгу?) и (или)
значимости своих результатов. Ну и если вы способны обеспечить
квалифицированный перевод содержания диска на английский язык (или, например,
можете попросить своего зарубежного коллегу о том, чтобы он отредактировал ваш
перевод - в обмен, скажем, на повышенное внимание в материале к его собственным
работам), то перед вами будет открыт не только российский, но и мировой
рынок...
Разумеется, в
достоинствах вашего сценария вы должны убедить и компанию, которая занимается
разработкой мультимедийных продуктов, - ведь это должен быть ваш совместный
проект, поскольку вряд ли автор научно-технической книги способен сам оплатить
весь производственный цикл выпуска обучающего компакт-диска.
Жаль, что в этой
области я пока не могу поделиться с читателями практическим опытом, но очень
верю в перспективность рынка CD, обучающих техническим дисциплинам. Для своей
узкопрофессиональной области - техника чистых помещений - я уже продумал
структуру и содержание целой серии компакт-дисков, ориентированных на мировой и
российский рынки. Сейчас занят поиском компании-партнера, готовой рискнуть
сравнительно небольшими начальными вложениями - с перспективой стать лидером на
мировом рынке обучения cleanroom technology - методам создания чистой
технологической среды.
|